Версия для слабовидящих

История создания центров общественного доступа

Первый центр правовой информации на базе общедоступной библиотеки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре был открыт в 2000 г. в муниципальном информационно-культурном учреждении «Библиотечная система» Нижневартовского района на средства гранта Международной благотворительной организации Фонда Сороса. В том же году Государственная библиотека Югры предложила своим посетителям воспользоваться правовой системой «Кодекс».

В 2004 г. произошло открытие центра правовой информации в муниципальном учреждении «Централизованная библиотечная система» г. Мегиона, в 2005 г. в муниципальном учреждении культуры «Сургутская районная центральная библиотека». В этих библиотеках центры правовой информации были выделены в самостоятельные секторы.

В 2004–2005 гг. библиотеки 9-ти библиотечных систем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставляли населению доступ к справочно-правовым системам «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» и выполняли запросы населения правового характера.

Реализации права на доступ к социально значимой информации во многом содейтвовали окружные целевые программы «Электронная Югра» на 2006–2008 гг. и окружная целевая программа «Культура Югры» на 2006–2008 гг. Благодаря финансированию программ, в библиотеки начала поступать необходимая компьютерная техника, шла установка справочно-правовых баз данных. Значительную информационную поддержку сети центров общественного доступа в период ее становления оказали коммерческие производители справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», предоставившие свои программные продукты.

Доступ к правовой, социально значимой информации рассматривался как одно из приоритетных направлений деятельности общедоступных библиотек. В результате эффективного взаимодействия государства и представителей бизнеса уже к концу 2006 г. были реализованы такие проекты, как «Центр правовой информации» в общедоступной библиотеке г. Мегиона, «Центры муниципальной информации на базе ЦБС» (общее число участников проекта – 6 библиотечных систем автономного округа).

Создание центров общественного доступа положительным образом сказалось на привлечении читателей в библиотеку.

В 2007 г. 25 библиотек автономного округа в городах Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Покачи, Югорск, Урай, Лангепас, Мегион и районах Советский, Октябрьский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский предоставляли населению доступ к социально значимой информации.

По данным ежегодных мониторингов, проводимых специалистами БУ «Государственная библиотека Югры», на базе общедоступных библиотек Югры в 2008 г. открылись 26 центров общественного доступа (ЦОД) к социально значимой информации, в 2009 г. – 21, в 2010 г. – 7, в 2011 г. – 35, в 2012 г. – 53.

Всего в настоящее время во всех 22 муниципальных образованиях округа центры общественного доступа функционируют на базе 173 общедоступных библиотек Ханты-Мансийского автономного округа.

Координирующей структурой и площадкой для объединения усилий по развитию сети ПЦПИ стал подключившийся к этим работам в 2002 г. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», в состав которых вошли представители и Министерства культуры РФ, и ФСО России, и компаний-разработчиков информационно-правовых систем. 100 центров успешно прошли регистрацию в МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и получили «Свидетельство о регистрации ПЦПИ».

• Центры общественного доступа Югры обеспечивают эффективное использование интеллектуального и кадрового потенциала региона в сфере информационно-коммуникационных технологий;

• Способствуют преодолению «информационного разрыва», существующего между муниципальными образованиями Ханты-Мансийского автономного округа;

• Оказывают содействие вовлечению коренных малочисленных народов, проживающих на территории округа, в информационное пространство;

• Центры общественного доступа рассматриваются как площадка для проведения подготовки квалифицированных пользователей, на их базе проводится обучение граждан из числа льготных категорий компьютерной грамотности.

Дата последнего изменения страницы: 08.07.2013