Версия для слабовидящих

Агеева А.А.

Как жить дальше – выбираем сами!

 

Татьяна Анатольевна Агеева,
заведующая научно-методическим отделом
муниципального бюджетного учреждения
«Библиотечно-информационная система»
г. Нижневартовска

       Политическая и экономическая жизнь современной России не стоит на месте: реформы и новые законы, перестановки в правительстве, выборы законодательной и исполнительной власти. Каждый новый виток времени требует развития политической и правовой культуры населения, подразумевающей пополнение знаний о нашем государстве и его устройстве; воспитания ответственности за свое будущее и будущее своих детей; формирования отношения к выборам, как к важному институту демократии; понимания того, что именно через выборы каждый гражданин реализует свое право голоса.
       Библиотечная система г. Нижневартовска, вне зависимости от исторических перемен, всегда принимала и принимает активное участие в социальной жизни, занимаясь просветительской и образовательной деятельностью, проводя большую работу по реализации конституционного права граждан на свободный доступ к нормативным правовым документам.    За годы работы библиотеками системы накоплен большой позитивный опыт в деле формирования правовой культуры избирателей. Причем, эта деятельность не связана только с предвыборными технологиями и процедурами, она носит повседневный характер. Хотя, бесспорно, накануне выборов правовое просвещение избирателей становится одним из приоритетных направлений в библиотечной работе. Целенаправленный сбор правовой информации, систематизация, предоставление в удобной для пользователей форме делают ее доступной населению. Каждый гражданин должен быть в курсе событий, и где, как не в библиотеке, он может получить нужную информацию.
       Именно эта причины заставили специалистов «Библиотечно-информационной системы» придать самое серьезное значение правовому просвещению граждан в области избирательного права. Было выделено три основных направления деятельности. Первое – правовое просвещение читателей-детей, что является неотъемлемой частью гражданского становления личности. Ведь именно сегодняшним мальчишкам и девчонкам вскоре предстоит жить по тем принципам, которые в них закладываются с детства. Второе – повышение правовой культуры в молодежной среде. Изучение избирательного права поможет молодому поколению сделать ответственный выбор, побудит к участию в обсуждении политических проблем. Третье – информирование граждан о политических процессах, партиях и движениях, кандидатах, выборных технологиях, результатах выборов. Без соответствующих знаний, невозможно даже представить дальнейшее развитие гражданской активности населения.
       В работе по проблематике избирательного права библиотеки тесно сотрудничают с территориальной избирательной комиссией города, Департаментом образования, Центром развития образования, Управлением по работе с общественностью и молодежными проектами, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, Общественной организацией «Фемида» и т.д. Объединение общих усилий позволяет проводить множество интересных мероприятий на выборную тематику, выполняющих обучающую, воспитательную и информационную функцию. Совместные мероприятия особенно ценны тем, что привлекают всех к участию в выборах, носят яркий, запоминающийся характер.
       Работая в непосредственном контакте с территориальной избирательной комиссией города, в библиотеках успешно создается информационная среда, необходимая для решения единой социальной задачи повышения политической избирательной активности граждан и принятия ими обоснованных решений. Во время выборов любого уровня все муниципальные библиотеки города предоставляют читателям полную информацию по всем политическим партиям и кандидатам, выполняя функции государственного учреждения, призванного обеспечить социальное равновесие на территории города.
Многогранна роль библиотек в мероприятиях, способствующих становлению новой системы образования, ориентированной на формирование таких гражданских качеств, как приверженность демократическим ценностям, развитие чувства социальной справедливости, умения адаптироваться к современным экономическим реалиям. У «Библиотечно-информационной системы» сложились прочные партнерские отношения с учебными заведениями города – общеобразовательными школами, лицеями, гимназиями, средними специальными и высшими учебными заведениями города. Проведение совместных мероприятий строится на комплексной основе, объединяя усилия библиотекарей, учителей, психологов, сотрудников правоохранительных органов. Делается это, главным образом, для того, чтобы на любой вопрос ребят были готовы ответить не только библиотекари, но и специалисты разных областей. Это дает свои результаты – мероприятия становятся более интересными, познавательными, а главное, дающими исчерпывающую информацию, что называется «из первых рук».
       Основной принцип, которого придерживаются библиотеки в ходе избирательных кампаний, – оставаться политически нейтральными ко всем кандидатам в любые органы власти, стремиться к равномерному отражению сложившегося в обществе политического многообразия. В период предвыборных кампаний и активации деятельности общественных движений и политических партий, сопровождающихся изданием печатной продукции, библиотеки непосредственно получают ее из избирательных штабов. Материалы такого плана активно запрашиваются учащимися и студентами для написания рефератов и докладов по политологии и обществознанию.
       Городские органы власти включают библиотечных специалистов в состав участников мероприятий социально-политической направленности. Все это способствует развитию связей и их взаимодействию в целях активизации политической жизни города.
Анализируя эти мероприятия, можно придти к выводу: совместная деятельность территориальной комиссии, библиотек системы, учебных заведений и других организаций при поддержке власти приносит свои позитивные плоды. Библиотеки, как наиболее приближенные к электорату учреждения, используя собственные методы и формы работы, успешно формируют интерес граждан к правовой сфере жизни общества, позитивное отношение к выборам.
       Становление правового государства выдвигает на первый план решение важнейшей задачи – формирование единого информационного пространства, способного обеспечить доступность юридических знаний для всех структур общества и для каждого человека в отдельности. Без сомнения, самым распространенным источником информации являются СМИ, но они не дают возможности оперативного поиска и получения данных по конкретному вопросу. Поэтому обеспечить конституционное право граждан на свободный доступ к официальным нормативно-правовым документам и информационно-правовым ресурсам – главная цель создания на базе «Библиотечно-информационной системы» сети центров и точек общественного доступа. В организации свободного доступа граждан к сведениям юридического характера ставка была сделана именно на библиотеки в силу наличия у наших сотрудников навыков работы с информацией.
       На базе «Библиотечно-информационной системы» организовано шесть центров общественного доступа, две точки общественного доступа. Эти структуры занимаются не только формированием информационно-правового поля внутри библиотеки, но и стали местом, где пересекаются интересы всех лиц, заинтересованных в повышении уровня правовой культуры и правосознания граждан. Центры и точки общественного доступа работают в сотрудничестве с учебными заведениями, специалистами разных областей права, что позволяет придать этой деятельности большую масштабность и значимость. Ведется работа по оказанию методической и консультационной помощи филиалам в области правового просвещения, проводятся мастер-классы.
Центры и точки общественного доступа собирают законодательные документы по выборам, следят за всеми изменениями и дополнениями; предоставляют возможность получить полную информацию о статусе документа, официальном источнике его публикации; предоставляют пользователям библиотек документную, аналитическую, библиографическую информацию, тем самым реализуя конституционные права граждан на информацию.
       Посетителям центров и точек общественного доступа предоставляется бесплатный доступ к интересующей информации при помощи баз данных справочно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант» и «Кодекс», в которых в полной мере представлены законодательства РФ, в т.ч. избирательное. Наличие в наших библиотеках справочно-правовых систем позволило усилить просветительскую и информационную работу в области избирательного права, предоставить гражданам доступ к мощному инструменту работы с законодательством, ранее доступному только для предприятий и организаций.
Формы работы центров и точек общественного доступа разнообразны. Это и удовлетворение запросов в любой удобной форме для пользователей: копирование, распечатка документов, индивидуальное и массовое информирование, разработка и распространение информационных бюллетеней, дайджестов, закладок, листовок и др. Для старшеклассников, как важнейшего социального ресурса общества, проводятся библиотечные уроки, часы информации с привлечением специалистов разных сфер, презентации сайтов органов власти. В период избирательных кампаний в центрах и точках общественного доступа оформляются стенды, знакомящие с кандидатами в депутаты и их предвыборными программами, образцами бюллетеней с подробным описанием порядка голосования, а также картами избирательных участков.
        Показательно, что с осознанием свободного доступа к правовой информации у человека развивается потребность в ней. Имея возможность самостоятельно работать с нормативными документами и решать правовые вопросы и проблемы, граждане выходят на новый уровень правового сознания, занимают более активную и осмысленную общественную позицию. А это, в свою очередь, обеспечивает более эффективную и четкую работу государственных структур, и, в конечном итоге, ведет к повышению правовой культуры общества.
       Неоценимую помощь в ориентации пользователей в огромном массиве изданий, касающихся избирательного права граждан, оказывает справочно-библиографический аппарат, состоящий из фонда справочных и библиографических изданий, каталогов и картотек. С развитием информационных технологий и организацией электронного каталога ресурсов «Библиотечно-информационной системы» производится аналитическая роспись книг и сборников в электронной базе библиотечной программы «Liber». Открыты рубрики «Выборы в Думу различных уровней», «Президентские выборы», «Избирательная система РФ», «Принципы выборов», «Итоги выборов» и др. С открытием сайта «Библиотечно-информационной системы» www.mubis.ru появилась возможность способного доступа к электронному каталогу не только пользователей библиотек, но и удаленных клиентов.
       В библиотеках ведется непрерывная работа по пополнению досье документов и публикаций правовой тематики. Библиотеками проводится сбор материалов, посвященных участникам выборов всех уровней, впоследствии эти материалы формируются в тематические папки – «Твое право выбора», «По лабиринтам права», «Кого мы выбираем, когда выбираем власть?», «Любознательный избиратель». Такая информация – самая востребованная, т.к. предвыборные программы кандидатов печатаются в листовках, малоформатных изданиях и специальных выпусках в виде журнала или газеты, и практически нигде, кроме библиотек, не сохраняются. Материалы из тематических папок используются школьниками и студентами при подготовке к урокам, семинарам, рефератов и докладов, а досье методических разработок и сценариев оказывает неоценимую помощь в подготовке массовых мероприятий, организации тематических книжных выставок.
       Около 15% от общего количества зарегистрированных библиографических справок выполняется по различным аспектам права, в т.ч. и избирательного. Как правило, количество запросов по избирательному праву граждан увеличивается в период проведения избирательных кампаний.
Важнейшее место в деятельности библиотек занимает информационное обслуживание пользователей. Сегодня, сохраняя традиционные формы и методы, оно, благодаря наличию электронных ресурсов, обретает новый уровень качества и практически неограниченные возможности. Выпуски дайджестов, библиографических списков литературы, обзорных материалов, буклетов, памяток и закладок по теме избирательного права граждан призваны ориентировать пользователей библиотек в информационных потоках, учитывая их информационные запросы и потребности. Среди них особой популярностью пользуются информационные списки литературы «С Думой о России», «Ваше избирательное право» (центральная городская библиотека), «Выборы. Реформы. Власть» (городская библиотека № 1).
       Интересен опыт детской библиотеки № 1 по подготовке и изданию серии книжных закладок для детей среднего школьного возраста «Государство», «Государственная власть», «Президент», «Права и свободы граждан». Для тех, кто хочет узнать о демократическом институте президентства, символах и атрибутах нашего государства, истории власти в России, месте работы главы государства – Московском Кремле и многом другом, сотрудниками городской библиотеки № 15 издан буклет «В Президенты я пойду. Пусть меня научат!». Буклет разработан на основе детской страницы сайта Президента РФ «Гражданам школьного возраста». В детской библиотеке № 6 выпущены листовки и закладки с изложением основных понятий: «демократия», «выборы», «право голоса», «избирательная кампания», «предвыборная программа», «кандидат в депутаты», «избирательное право», «Закон о выборах», «день выборов».
       В период предвыборных кампаний в информационной зоне Центра общественного доступа городской библиотеки № 1 работает информационное табло «Изучаем избирательное право», дополненное карманчиком «Возьми с собой». Карманчики пополняются информационными бюллетенями, листовками, закладками. В целях максимального информирования читателей по вопросам избирательного права, повышения уровня эффективности и качества правового просвещения ведется работа по индивидуальному информированию читателей по темам «Избирательное право России» (городская библиотека № 12) и «Парламентаризм в России» (центральная городская библиотека).
Наряду с вышеперечисленными формами, в библиотеках проводятся часы информации, уроки правовой грамотности, разъясняющие основы избирательного законодательства и права; библиотечные уроки для старшеклассников, на которых в качестве поискового материала используются носители информации по избирательному праву.
        С интересом была воспринята молодежью такая форма повышения правовой культуры, как организация конкурса разгадывания кроссвордов «Избирательное право и законодательство – о референдуме», предложенная Избирательной комиссией Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
       В период предвыборных кампаний на новостной странице сайта «Библиотечно-информационной системы» www.mubis.ru помещается обновляемая информация, касающаяся темы выборов. Виртуальная выставка книг «Избиратель и выборы», содержит многочисленные информационно-правовые ресурсы по избирательному праву центральной городской библиотеки. Теме выборов посвящаются публикации в местной прессе, касающиеся проведения мероприятий в библиотеках системы.
       Одно из ключевых мест в деятельности библиотек по правовому просвещению избирателей занимают массовые мероприятия. Накопленный опыт позволяет говорить о том, что воспитание гражданина должно начинаться со школьного возраста. Поэтому в планы работы библиотек включаются познавательные мероприятия об основах государства и права, законах формирования власти. Среди наиболее интересных форм работы – круглые столы, дискуссии, всевозможные викторины, позволяющие привлечь школьников и студентов к политической жизни, направленные на формирование чувства патриотизма, гражданской ответственности, толерантности и способности к сотрудничеству. Большим успехом пользуются интерактивные методы: проведение конкурсов, игр-тренингов, позволяющих проявить активность, требующих быстрой реакции, индивидуально-инициативных действий.
В ряде библиотек системы, библиотечными специалистами разработаны циклы мероприятий, проводимых в школах, средних специальных учебных заведениях на уроках (часах) права, нацеленных на знакомство молодого поколения с избирательным законодательством. Разрабатывая то или иное мероприятие для детей и подростков, сотрудники библиотек стремятся к тому, чтобы обсуждаемые темы были актуальны и не превращались в монолог взрослого человека. Главная задача подобных мероприятий не поучать, не навязывать морали «мира взрослых», а актуализировать молодежную энергию в идеологически правильном русле, создать условия, при которых молодое поколение смогло бы осознать происходящие демократические изменения, а главное – необходимость своего собственного вклада в этот процесс.
       В центральной детской библиотеке выстроена целая система правового просвещения школьников. Большой популярностью среди читателей библиотеки заслуженно пользуются мероприятия правовой тематики, подготовленные с применением электронных средств информации. По мнению специалистов, подобная форма работы с подрастающим поколением помогает лучше разобраться в политическом устройстве государства, лучше понять, что такое власть, что входит в должностные обязанности депутата, главы города или государства. Одно из таких мероприятий – мультимедиа-презентация «Информационные правовые ресурсы в Сети интернет» – вызвала интерес не только у читателей-детей, но и у будущих педагогов – студентов социально-гуманитарного колледжа. Присутствующие на презентации, совершили виртуальное путешествие по правовым сайтам Сети интернет, познакомились с электронными справочниками, дающими разъяснения на самые сложные вопросы в области права. Большим успехом у ребят среднего школьного возраста пользуется познавательная программа «Каждый ребенок имеет право», дающая представление о Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Как правило, особый интерес у ребят вызывают интернет-сайты «Ваши права» и «Президент России – гражданам школьного возраста».
       Понимая всю важность того, что правовое просвещение невозможно без изучения детьми собственной истории и выработки активной жизненной позиции, в центральной детской библиотеке был проведен Час информации «Россия Великая». В ходе мероприятия рассматривались вопросы «Когда и как появились государственные символы России?», «Откуда пошла слава двуглавого орла?», «Государственная власть. Кто есть Кто?». Не менее полезную информацию получили ученики городского лицея на уроке правовой грамотности «Имею право», в ходе которого состоялось их первое знакомство с массивом правовой литературы, имеющейся в библиотеке (о правах человека, которые он приобретает с рождения, и избирательном праве российских граждан). С Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка ребят познакомила специалист территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ф. А. Псарева. Сам факт такой работы говорит о том, что уже сейчас подросткам гарантированы и обеспечиваются равные со взрослыми возможности на доступ и пользование правовой информацией. Первый опыт изучения демократических институтов и процедур способствует формированию у де­тей устойчивых мировоззренческих позиций.
       Конкурс детского рисунка «Сегодня я рисую, а завтра голосую!» был организован среди читателей центральной детской библиотеки в возрасте от 9 до 16 лет. Инициатива о проведении конкурса была поддержана учителями близлежащих школ. Как говорят сами ребята, без помощи и подсказки педагогов правильно выбрать сюжет и подобрать нужные краски, им было бы намного сложнее. На конкурс было представлено около 30 работ. Такое число участников – свидетельство актуальности темы, изучаемой и обсуждаемой учащимися совместно со взрослыми. По итогам этого конкурса была организована выставка детского рисунка «Выборы глазами детей».
       Турнир знатоков права «Мы выбираем – нас выбирают!», проведенный в городской библиотеке № 6, показал первоклассные правовые знания учеников старших классов. Прекрасным дополнением к турниру стала организованная книжная выставка «Наши права», предоставившая возможность участникам состязаний без труда ответить на вопросы викторины.
Чтобы сформировать у младших школьников азы правовой культуры, помочь им стать политически грамотными, знать свои конституционные права и уметь ими воспользоваться, в детской библиотеке № 1 был проведен Час информации «Президент России – гражданам школьного возраста». Благодаря путешествию по страницам сайта Президента РФ, ребята получают замечательный урок граждановедения.
       Час правовых знаний «Мир начинается с детства», организованный в детской библиотеке № 5, был направлен на знакомство самых маленьких читателей (дошколят и учеников младших классов) с основами правовых знаний. В ходе информационного блока ребята узнали о выборах в Государственную Думу, для чего создан этот орган власти. Игровой блок состоял из урока рисования и раскрашивания заготовленных заранее картинок о выборах. Ребята с удовольствием раскрашивали картинки, рассказывающие о том, что такое власть народа, свобода слова, кто такой избиратель и кандидат. Благодаря подобным мероприятиям, дети получают первую информацию о базовых ценностях демократии: народовластии, политических партиях.
Большим спросом пользуются мероприятия, проводимые библиотеками в подростковых клубах города. Одним из таких мероприятий стал актуальный диалог «Право делать то, что дозволено законом», проведенный городской библиотекой № 16 для членов подросткового клуба «Спутник». Ребятам заранее было предложено прочитать книгу Е. С. Шабельника «Ваши права», продумать возникшие в ходе чтения вопросы. Самые активные ребята подготовили рисунки на тему выборов. В диалог с ребятами вступили педагог-организатор подросткового клуба, психолог и социальный педагог МОСШ № 17, которые помогли ребятам понять, какими правами наделены люди с рождения, а какие права приобретаются со временем. Особое внимание было уделено праву каждого гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти. Организованный в стенах библиотеки диалог библиотекарей и педагогов с детьми позволил расширить и активизировать справочно-библиографическую и информационную деятельность по вопросам избирательного права, а также подчеркнул тесный контакт в этой работе всех систем образования и воспитания.
       С правовым просвещением тесно связано воспитание у подрастающего поколения чувства ответственности и личного достоинства. Именно в этой связи в детско-юношеской библиотеке № 7 прошел цикл мероприятий «Я в мире… мир во мне…». В рамках цикла прошли познавательно-игровые программы «Я – личность!», нацеленные на формирование у тинэйджеров общей установки на принятие и понимание мира в целом, себя и других в этом мире. Одна из таких программ, прошедших накануне выборов в Государственную Думу, носила название «Я – будущий избиратель!». Мероприятие было организовано с целью повышения правовой культуры школьников, воспитания уважения к закону. Из беседы ребята узнали о том, что такое выборы и кто является участником избирательного процесса, какие полномочия имеет Государственная Дума и т.д. Игровой блок предоставил учащимся возможность принять участие в конкурсах по составлению рекламного листка о необходимости принятия участия в голосовании; закончить фразу «Когда мне исполниться 18 лет, я обязательно буду принимать участие в выборе органов власти, потому, что…». Главным итогом мероприятия стала игра «Если бы я был депутатом…». Уже на подготовительном этапе учащиеся очень серьезно отнеслись к выполнению необходимых заданий. «Кандидаты» разработали собственные программы. Одновременно шла работа по созданию и оформлению плакатов и листовок. Библиотекарь обсудила с учащимися проблемные вопросы: зачем нужны выборы, какова их роль в демократическом обществе? Большое подспорье в подготовке игры оказала книжная выставка «Я знаю, что такое выборы!».
       После того, как библиотекарь отметил цели игры, обозначил те роли, в которых предстояло выступить учащимся, каждый из них осветил основные тезисы своей предвыборной программы. Очень интересным и напряженным этапом игры стал момент ответов «кандидатов» на вопросы «избирателей». Самым важным и одновременно сложным здесь оказалось умение учащихся перевоплотиться в политических лидеров и соответствовать избранному имиджу. Игра активизировала учащихся, их вопросы отличались сложностью и разнообразием. Уроки обществознания и основ экономики явно не прошли даром. Хотя, конечно, школьного багажа знаний было недостаточно. В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить такие игры как можно чаще. Результатом игры явился не только возросший интерес школьников к актуальным вопросам политической жизни, но и возможность корректировки знаний и восполнения пробелов в них уже в процессе игры, в условиях живого обсуждения.
Тренинг «Чтобы достойно жить!», построенный в форме политико-правовой игры, прошел в городской библиотеке № 12. Началось мероприятие со знакомства старшеклассников со структурой политической системы Российской Федерации, системой выборов в органы государственной власти. Основой тренинга послужил детальный разбор устного опроса «Почему стоит (или не стоит) ходить на выборы?». В работе с будущими избирателями подобные формы работы наиболее эффективны, т.к. позволяют решать одновременно несколько задач – способствуют гражданскому самоутверждению молодежи, дают возможность самостоятельно принимать важные решения, делать выбор, позволяют на личном опыте убедиться, что их действия могут привести к реальным результатам. В игровой форме решаются важнейшие педагогические задачи, заключающиеся в повышении политической, экономической и правовой грамотности обучаемых, формируется и закрепляется опыт их реальной политической деятельности, развивается эмоционально-волевые качества личности.
       В работе со взрослым населением, с уже сформировавшимися политическими взглядами, чаще всего используются такие формы работы, как обзоры книжных выставок и часы информации, призванные донести информацию, нацеленную на понимание различий между исполнительной и законодательной властью, законов, регламентирующих выборы, прав и обязанностей участников избирательного процесса, а также основных принципов функционирования государства.
Без сомнения, одним из самых запоминающихся мероприятий стал Час информации «Интернет-ресурсы для молодежи по избирательному праву», проведенный для читателей центральной городской библиотеки. Целью проведенного мероприятия было повышение информационной культуры студентов и учащихся выпускных классов в области права и политических технологий. Для ориентации в функциональных механизмах избирательного процесса в современной России и повышения политической грамотности, а также расширения доступа к правовым механизмам избирательной компании присутствующим было предложено познакомиться с сайтами органов власти. Особую заинтересованность у них вызвали: информационно-аналитический портал о выборах в Государственную Думу Российской Федерации, сайты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Государственной Думы, партийных объединений, участвующих в предвыборном марафоне, Ханты-Мансийский молодежный портал и т.д.
       Использование новых информационных технологий делает мероприятия, проводимые в стенах библиотек, еще зрелищнее и интереснее. В Центре общественного доступа при городской библиотеке № 1 состоялась презентация сайтов органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Разговор с властью». Цель данного мероприятия – ориентация пользователей в функциональных механизмах избирательного процесса в современной России, повышение политической грамотности, а также расширение доступа к правовым механизмам избирательной кампании. Присутствующим были представлены сайт Президента РФ, официальные сайты органов исполнительной и законодательной власти Югры и Российской Федерации.
На базе центра общественного доступа городской библиотеки № 1 прошел цикл библиотечных уроков «Гимназия информационно-правовой грамотности» и «Правовой калейдоскоп». Учащиеся старших классов и студенты высших учебных заведений познакомились со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, отражающим информацию по правовым вопросам, получили навыки работы с правовыми базами «КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс». Подобные формы работы с избирателями наиболее эффективны, т.к. позволяют решать одновременно несколько задач, а именно – открывают свободный доступ к информации нормативно-правового характера; позволяют предоставлять нормативные документы не только на традиционных носителях, но и в электронном виде; способствуют гражданскому самоутверждению молодых и повышению их юридической грамотности.
Многие из мероприятий по правовому просвещению избирателей легли в основу методических рекомендаций «Мы выбираем… нас выбирают…», которыми активно пользуются сотрудники библиотек системы. Городской библиотекой № 12 было проведено исследование на тему «Молодежь и выборы», касающееся того, в какой степени организуемые в библиотеке мероприятия отвечают потребностям молодых избирателей.
       Большой интерес у избирателей вызывают многочисленные книжные выставки, тематические полки и информационные уголки по вопросам избирательного права, способствующие повышению правовой культуры населения, электоральной активности избирателей и побуждению к участию в выборах, в особенности молодого поколения.
Настоящим событием в жизни города стала выставка-экспозиция «100-летие Государственной Думы: история и современность», организованная в центральной городской библиотеке. В презентации выставки, содержащей издания по истории парламентаризма в России и округе, архивные материалы о становлении Думской власти в г. Нижневартовске, приняли участие председатель ТИК г. Нижневартовска А. Г. Геворкян, председатель городской Думы В. П. Тихонов, представители законодательной и исполнительной власти города.
       В период выборов в Государственную Думу Федерального собрания РФ V созыва центральная городская библиотека представила горожанам выставку-экспозицию «С Думой о России». Экспозиция состояла из пяти разделов: «Новый век русского парламентаризма», «Россия перед выбором», «Современные избирательные технологии», «Округ и Дума», «Город и Дума». Представленные на выставке материалы раскрыли исторические аспекты становления Думской власти в России; содержали тексты работ видных политических деятелей-реформаторов XIX–XX вв.; познакомили с нормативными правовыми актами, регулирующими процесс выборов; раскрыли секреты современных избирательных технологий. Выставка содержала около 200 книг и брошюр, журнальных публикаций, иллюстраций, юбилейных наборов плакатов, альбомов, рекомендательных списков литературы, мультимедийных изданий, сборников кроссвордов по избирательному праву, а также предвыборные программы партий и объединений, допущенных для участия в выборах в Государственную Думу.
       Тем, кому предстоит стать избирателем в будущем, была адресована книжная выставка «Я – гражданин России», организованная в центральной детской библиотеке в период выборов Президента РФ. Понимая всю важность того, что правовое просвещение невозможно без изучения детьми собственной истории, сотрудники библиотеки постарались подобрать экспозиционные материалы таким образом, чтобы отобразить историю становления и развития вечевых институтов в Древней Руси, досоветского и советского периодов, избирательной системы в современной России. Юные читатели смогли соприкоснуться с реалиями выборов прошлого и настоящего времени, увидели лица людей, причастных к историческим событиям и внесших особый вклад в развитие российской выборной системы.                Для старшеклассников была организована книжная выставка из цикла «Есть над чем подумать!» «Бороться за свои права по всем правилам». Выставка познакомила юных горожан с важными правовыми документами – Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка. Представленные на выставке издания заставили их задуматься над тем, что является правом, а что обязанностью граждан; дали представление о том, почему каждый человек должен осознавать свою причастность к тому, что происходит в стране, и что будущее страны напрямую будет зависеть от сегодняшних школьников.
       Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что библиотеки МБУ «Библиотечно-информационная система» г. Нижневартовска хорошо понимают важность работы по политическому и правовому просвещению населения, осознанно и творчески относятся к работе по продвижению информации об избирательном законодательстве, выборах и выборных технологиях.
Но время не стоит на месте, появляются новые идеи, партнеры, воплощаются в жизнь новые технологии и методики. Взаимодействие власти, учреждений культуры и образования приносит свои позитивные плоды. Сегодня с уверенностью можно сказать, что, во многом благодаря усилиям библиотек, значительно повысился интерес читателей к литературе правовой тематики, разнообразились формы пропаганды правовых знаний. От разовых мероприятий библиотеки перешли к разработке перспективных планов в работе по правовому просвещению избирателей, что прибавило работе систематичности и целенаправленности.

 

Дата последнего изменения страницы: 20.12.2010