Версия для слабовидящих

Сарлина В.П.

Центр общественного доступа – помощник в получении юридических знаний

 

Валентина Петровна Сарлина,
библиограф центра общественного доступа
 централизованной библиотечной системы
г. Урая 

       На сегодняшний день правовое просвещение населения – одно из самых актуальных, востребованных направлений в деятельности библиотек. Библиотеки всегда активно участвовали в повышении активности граждан с помощью своих форм и методов работы. Но время не стоит на месте, появляются новые идеи, партнеры, воплощаются в жизнь новые технологии и методики.
Правовая информация – это особый, специфический вид информации, поскольку независимо от своего содержания она всегда обладает определенной социальной значимостью. Правовая информация нужна людям для того, чтобы в конкретной жизненной ситуации они могли принять оптимальное, не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать и в случае необходимости защитить свои права.
       Основные направления деятельности нашего центра общественного доступа (ЦОД) таковы:
организация сбора, хранения и предоставления в пользование документов и материалов на различных носителях по вопросам местного самоуправления всем категориям пользователей;

  • полномасштабное предоставление населению информации о местных бюджетах и налогах, муниципальной собственности, приватизации, а также других сведений социально-экономического, культурного, образовательного характера, затрагивающих права и свободы человека и касающихся всех аспектов жизнедеятельности муниципального образования;
  • обеспечение доступа к информации всем категориям населения и муниципальным служащим.

       С учетом общедоступности муниципальных библиотек, возможностей их документных ресурсов ЦОДы становятся эффективными посредниками между органами местного самоуправления и сообществом.
При комплектовании фонда особое внимание уделяется приобретению нормативно-законодательных документов федеральных и местных органов власти и изданий, непосредственно освещающих вопросы местного самоуправления. Важнейший этап в осуществлении программы – разработка механизма комплектования библиотеки правовой информацией на постоянной основе.
       Активизация работы централизованной библиотечной системы по сбору, хранению и предоставлению в пользование информации по местному самоуправлению началась с 1998 г. В соответствии с ФЗ от 29.12.1994 г. № 77 «Об обязательном экземпляре документов» за период 1998–2008 гг. более 3000 документов было архивировано. Документы из администрации муниципального образования поступают как в печатном, так и в электронном виде. Прослеживая выполнения запросов пользователей, мы сделали вывод, что данные документы поступают в неполном объеме. Постановления, касающиеся социальной сферы, прав граждан, практически отсутствуют. Сотрудник центра вынужден выходить напрямую на сотрудников администрации города, например, при поиске нормативных актов о мерах социальной поддержки, об оплате жилищно-коммунальных услуг и др.
       Пользуются спросом тематические папки «Жилищная политика ХМАО – Югры, «Пенсионное обеспечение», «Молодежь города Урай», «Социальная поддержка граждан старшего поколения и инвалидов» и др., которые систематически дополняются новой информацией.
       Важную роль в поиске информации играет интернет. Существует категория запросов, ответы на которые можно найти только в Сети. В основном это связано с поиском документов международного и зарубежного законодательства. Например, для специалистов Паспортно-визовой службы подбирались сведения о переименовании областей, районов Украины, Азербайджана, Казахстана и др. Из-за отсутствия интернета мы не можем       в полном объеме выполнить запросы пользователей.
Основное количество запросов выполняется с помощью информационно-поисковых систем «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», бесплатно предоставляемых центру. Главные критерии качества базы данных – оперативность обновления и полнота предоставляемой информации. Сравнивать данные системы сложно, поскольку их производители давно действуют на информационном рынке, однако каждая из них имеет свои преимущества.
       Оперативность системы «Гарант» располагает широкими возможностями поиска документов по перекрестным ссылкам, обладает удобным интерфейсом. За считанные секунды здесь можно найти именно то, что необходимо пользователю. В 2009 г. с помощью систем выполнено 1810 справок, из них по документам органов местного самоуправления – 373.
Пользователи ЦОДа довольно часто обращаются с запросами, выполняя которые, приходится обращаться к документам, принятым до 1992 г., и к документам субъектов Российской Федерации – это важно, т.к. многие правовые нормы актуальны по сей день и имеют силу для принятия судебных решений. Наиболее полно эта информация представлена в справочно-правовых системах «КонсультантПлюс». Наши пользователи могут работать как с отдельным банком данных, например, «Документы СССР», так и со сводным.
       Хотя электронные ресурсы явля­ются основным инструментом выполнения запросов пользователей, собрание печатных изданий в центре правовой информации необходимо. Фонд читального зала включает сборники нормативно-правовых документов российского, международного и зарубежного права, в т.ч. справочные издания юридического характера, комментирующую литературу и периодические издания. С помощью фонда выполняются справки в тех случаях, когда тот или иной документ отсутствует в полнотекстовых базах данных. Например, новый Жилищный кодекс РФ был опубликован в официальной периодике намного раньше, чем в электронных источниках информации.
Важной составляющей информационных ресурсов библиотеки являются электронные базы данных, работа по формированию электронных баз данных собственной генерации закреплена за сотрудником ЦОДа. Всего введено 237 аналитических записей по правовой тематике из периодических изданий: «Государство и право», «Законность», «Вопрос юристу» «Труд и право», «Российская юстиция».
       Контингент пользователей ЦОДа разнообразен. Согласно принятой в ЦОДе системе учета выделяются следующие категории: учащиеся, студенты, пенсионеры, специалисты, предприниматели, безработные, прочие. Стабильно из года в год обращаются к нам за помощью специалисты, в основном сотрудники небольших организаций, не имеющих возможности оплачивать услуги производителей коммерческих информационно-поисковых систем.
Важной миссией центра является обслуживание пенсионеров, не работающих многодетных матерей, инвалидов – всех, кто не имеет дома компьютера, не может получить нужные сведения и разрешить жизненно важные проблемы. В период нестабильной финансовой ситуации в стране количество таких посетителей в центре общественного доступа возросло.
Центр позволяет пользователям не только удовлетворить информационные потребности, но и получить навыки работы с компьютерной техникой. 
       С августа 2009 г. в ЦОДе начали консультировать пенсионеров по вопросам компьютерной грамотности, обучать поиску документов в СПС «Гарант», «КонсультантПлюс».
       Работа ЦОДа по правовому просвещению населения проводится по двум направлениям: школа молодого избирателя «ЛИГа», правовое воспитание молодежи. Цель: способствовать развитию правовой культуры, социальной активности, воспитание чувства ответственности, самостоятельности, независимости суждения, критичности мышления, активной гражданской позиции. Это такие занятия как: диспут «Не упусти свой шанс», дискуссия «Право свободного выбора», викторина «Учусь быть гражданином», «Юридическая ответственность и право», «Счастье твое закон бережет», деловые игры, круглые столы и др. Занятия проводятся со студентами профессионального колледжа, учащимися старших классов. Мероприятие для предпринимателей города «Кризис, бизнес… как удержаться на плаву?» Цель: раскрыть возможности библиотеки в предоставлении информации для предпринимателей; помочь найти выходы из сложных ситуаций с помощью специалистов.
       Предварительно была проведена большая подготовительная работа. Совместно с сотрудниками отдела по работе с предпринимателями НП «Союз предпринимателей города Урай» определена тема, приглашены специалисты: психологи из Центра социального обслуживания населения «Импульс», юрист, директор центра занятости населения, специалист компании «КонсультантПлюс».
К каждому мероприятию оформляются тематические выставки:«Мы голосуем за…», «Летопись Городской Думы», «Куда пойти учиться», «Ваше право» и др.
       С февраля 2009 г. в центре начался бесплатный прием населения, который ведет юрист, штатный сотрудник библиотеки Надежда Юрьевна Мингалева.
В течение 2009 г. за помощью обратилось более 100 человек. Это пенсионеры, служащие, рабочие, студенты, домохозяйки, безработные.
Обращались по следующим вопросам:
- начисление декретных отпусков;
- перерасчет пенсии;
- составление исковых заявлений в суд;
- налоги;
- возмещение вреда в результате несчастного случая на производстве;
- различные льготы (лекарства, жилье, транспорт);
- трудовые споры, в основном о несогласии с увольнением;
- гражданские споры, в основном о взыскании долгов;
- приватизация жилья;
- снос ветхого жилья и др.
       Юрист отвечает на вопросы и по телефону. В работе использует информационные ресурсы центра общественного доступа: справочно-поисковые системы «Гарант», «КонсультантПлюс», муниципальные нормативно-правовые документы.
       К 15-летнему юбилею Думы г. Урая была оформлена развернутая выставка.
       Стало доброй традицией вести депутатский прием в библиотеке. По мнению руководителя Думы г. Урая Г. Резника в здании библиотеки замечательная аура, люди делятся всеми своими бедами, пожеланиями и предложениями.
       С октября 2009 г. действует двухстороннее соглашение о сотрудничестве с Пенсионным фондом по г. Ураю. В результате установившихся партнерских отношений на базе ЦОДа два раза в месяц для жителей города проходят «Консультации специалистов» из Пенсионного фонда.
       Сотрудники ЦОДа не останавливаются на достигнутом и ищут новые формы и методы работы по правовому просвещению населения.
Таким образом, можно в полной мере утверждать, что центр общественного доступа – эффективный помощник в любой ситуации, связанной с потребностью в получении юридических знаний. Задача сотрудников – своевременно довести их до читателей.

Дата последнего изменения страницы: 19.12.2010