Версия для слабовидящих

Тихое искусство

С 7 июня Государственная библиотека Югры представляет выставку оригинальных работ художников России XIX-XX вв. в техниках печатной графики «Тихое искусство». Ждем Вас по адресу ул. Мира, 2 (галерея, 2 этаж).

ТИХОЕ ИСКУССТВО

С рисунка начинается любой вид изобразительного творчества: живопись, скульптура, декоративное искусство, архитектура. Наиболее полно, искусство рисунка раскрывает свои возможности в графике. Кажется, что скромные тона и линии нельзя  сравнить с богатством красок живописи, но, эта условность, отвлечённость от конкретной предметности, символизм и позволяют создать безграничное богатство образов. Наиболее широким формальным и техническим диапазоном обладает печатная графика: станковая (эстамп) и прикладная, прежде всего книжная графика. Печатная графика чужда эффектов, но требует от автора большой работоспособности, незаурядного творческого и технического мастерства, а от зрителя понимание и чувство этого утончённого искусства. Может поэтому, печатная графика в наше время всё больше отодвигается на периферию художественного процесса. Мастерски сделанные работы вызывают восхищение у знатоков-эстетов, а между тем, наряду с литературой, печатная графика самый демократичный и доступный вид искусства, начиная с детства. (Что за книжка без картинок?). Экспозиция выставки, при всей своей фрагментарности, позволяет увидеть искусство печатной графики как живое и актуальное.
В конце XIX - нач. XXвв. наиболее распространённой печатной техникой была литография. Она позволяла делать наибольшее количество оттисков и служила, прежде всего, типографским целям, сохраняя аутентичным рисунок автора. Серия работ Павла Кошарова представляет виды Томского императорского университета.
Иван Билибин - один из самых известных русских художников, работавших в области книжной графики. Его иллюстрации к русским народным сказкам стали ярким явлением русского искусства нач. XX в. Они до сих пор остаются образцом художественного вкуса в оформлении детской книги.
С именем Вадима Фалилеева в русской графике связывается, прежде всего, великолепное развитие всех возможностей цветной и черно-белой гравюры на линолеуме. В серии офортов поэтически одухотворяются скромные пейзажные мотивы. 
В 60-е годы XX в. чрезвычайно популярна была линогравюра. В большинстве домов горожан наряду с полками книг, непременным атрибутом интерьера являлись эстампы. Многие художники обращались к этой технике, выявляя станковом формате её декоративно-монументальные возможности. Томский художник Геннадий Власов создаёт ряд пейзажей, путешествуя по Оби. Листы серии представляют не только художественную, но и историческую, краеведческую ценность.
Вместо брутального языка линогравюры в 1970-е – 1980-е гг. более востребованным становится язык офорта с его тонкими формальными нюансами. Художественное пространство становится камерным интимным, каким оно и предстаёт в работах Александра Евтихиева и Сергея Павского.

В. В. Служивцев,
член Ассоциации искусствоведов России,
председатель Региональной организации
Творческого союза художников России

Дата последнего изменения страницы: 02.07.2013