Версия для слабовидящих

Программа «Если не Мы, то Кто?»

«Лучшее средство привить детям
любовь к Отечеству состоит в том,
чтобы эта любовь была у отцов».
Ш. Монтескье.
Новизна

Программа «Если не Мы, то Кто?» носит шефский характер в социальном партнерстве по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подобная программа  впервые реализовалась среди библиотек  Октябрьского района.

Заведующий Унъюганской библиотекой семейного чтения входит в попечительский Совет детского дома «Лучик» п. Сергино.

Актуальность программы «Если не Мы, то Кто?» заключается в систематической социальной работе с ребенком и его окружением.

Программа «Если не Мы, то Кто?» реализуется в рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015гг.» утверждённая правительством РФ от 5 октября 2010 г.

Проблема нравственного и патриотического воспитания в учреждениях для детей-сирот одна из самых главных на сегодняшнее время. Как привить нормы и ценности, принципы чести и долга, ответственности перед близкими людьми и обществом?

I. Пояснительная записка

Никогда не устареют слова А. Макаренко: «Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  Самое дорогое и священное, что отец передает сыну, дед внуку, одно поколение другому,- это память. Память о былом, об опыте прошлого, о людях, чьи подвиги являются гордостью нашего Отечества. Чувство любви к Родине - священное чувство, и оно способно творить чудеса. Это показала Великая Отечественная война, давшая примеры массового героизма русских людей. Что заставляло солдат бросаться со связкой гранат под танк, или идти на таран, или же закрывать своим горячим сердцем вражеский пулемет? Это был настоящий патриотизм.

Свидетельство его - более 11,5 тысячи Героев Советского Союза. В   понимании русских людей   слово «подвиг» означает неуклонное движение к намеченной цели во имя её достижения. Подвиг как пример для подражания является мощным стимулом. «Мир подвига неисчерпаем, и все в нем связано крепчайшими нитями: прошлое и настоящее, настоящее и будущее, кровь, пролитая за победу, и горячая беспокойная кровь подвига мирных дней», - заметил писатель А. Борщаговский.

Люди, прошедшие войну, повидавшие кровь и смерть, не могут быть равнодушными к тому, какими наши дети вырастут.

Сегодня в детских домах воспитывается каждый шестой ребенок. Это по статистике почти 650 тыс. детей-сирот. Эксперты по сиротству считают, что российские детские дома не учат воспитанников выживать во взрослом мире, в этом случае необходима совместная деятельность детских домов с различными общественными и государственными организациями и учреждениями. Сейчас появилось так называемое корпоративное волонтёрство  - когда сотрудники различных коммерческих, да и общественных  организаций стараются решить свои профессиональные задачи, тем, что изредка выезжают в детские дома. Многие волонтеры не задумываются, как правильно установить отношения с детьми. А именно брошенному ребенку жалость нужна в последнюю очередь. Взаимодействие такого плана носит хаотический характер. Таким детям не нужны временно «прибегающие». Дети очень наблюдательны, они быстро составляют психологический портрет человека, умеют подобрать к нему «ключ».    Потому что только тот человек, с которым ребенок общается постоянно, вызывает у него доверие.

Унъюганская библиотека семейного чтения совместно с общественной  организацией  «Боевое Братство» с 2011 года ведёт свою работу с детским домом «Лучик» п. Сергино. Ежегодно , 1 раз в месяц с детьми детского дома проводятся различные массовые мероприятия по патриотическому воспитанию, посвященные календарным праздникам, уроки мужества, военно-спортивные игры.

Для того чтобы выводить детдомовцев из этой субкультуры, существует необходимость организовывать общение с домашними детьми в связи с этим, члены общественной организации совместно с библиотекой  приглашают детей в поселок Унъюган для проведения совместных мероприятий («Рождественские чтения», «Свеча памяти» ко Дню памяти и скорби, колесо безопасности).

В таких поездках, во время проведения мероприятий дети общаются с домашними детьми, между ними возникает дружба, общение, что плодотворно сказывается на  детях.

С 2013 года между ОО «Боевое Братство» и КУ Детский дом «Лучик» заключен договор о   наставничестве, цель которого продолжить работу с выпускниками детского дома на постинтернатском пространстве на территории с.п.Унъюган

II. Под патриотическим воспитанием в Программе понимается  систематическая и целенаправленная деятельность  сотрудников библиотеки и членов организации с детьми подшефного детского дома «Лучик» п.Сергино.

Она направлена на формирование у детей  высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Составной частью патриотического воспитания является краеведческое, гражданское и военно-патриотическое воспитание.

Цель программы гражданско-патриотического воспитания - создать в детском доме «Лучик» условия для формирования у воспитанников социальной активности, гражданской ответственности, обеспечивающих становление личности воспитанника, обладающего позитивными ценностями и качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

 Главная цель программы - стать старшими товарищами, чтобы дети могли поверить, что есть люди не равнодушные к их жизни и судьбе, что им есть на кого опереться в этой жизни, к кому обратиться за помощью в трудную для них минуту,  чтобы   они не чувствовали себя одинокими в нашем жестоком мире.    А мы в свою очередь постараемся их не подвести.

III.  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • Повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • Раскрыть  понимание  истинного значения интернационализма;
  • Средствами патриотического воспитания снизить уровень правонарушений  и вредных привычек детей,  распространения  в сознании детей равнодушия, эгоизма, цинизма, немотивированной  агрессивности.

IV. Актуальность программы гражданско-патриотического воспитания

Актуальность программы организации заключается в систематической социальной работе с ребенком и его окружением. Проблема нравственного и патриотического воспитания в учреждениях для детей-сирот одна из самых главных на сегодняшнее время. Как привить нормы и ценности, принципы чести и долга, ответственности перед близкими людьми и обществом?

В этом направлении популярным по всей стране становится организация в таких учреждениях движения гражданско-патриотической направленности.

Гражданско-патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование и развитие личности в коллективе и через коллектив.            

1.   Им необходим значимый взрослый, с которым можно установить длительные, ответственные и доверительные отношения. К детям нужно допускать людей, которые обязуются регулярно приходить в детские дома в течение многих лет.

Только в этом случае ребенку из детского дома будет польза от подобного общения.

Только в таком случае взрослый сможет стать для него носителем важной информации.

2.  В  мире рисков, катастроф и стихийных бедствий каждый должен знать, как противостоять беде. Особенно важно научить этому детей, которые всегда остаются самой уязвимой частью общества.

3. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания.

Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями.

V . Результаты  программы

Эмоциональное воздействие   массовых мероприятий, дополняемое рассказами очевидцев  каких-либо событий, музыкальным сопровождением, видеорядом, участие в благотворительных акциях совместно со старшими  имеет хороший воспитательный результат.                

Участие детей и подростков в подготовке и проведении   мероприятий активизирует их социальную активность, помогает развить способности, стать человеком творческим, думающим, человеком с большой буквы, так как патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

В этом и заключается государственный подход работы библиотеки и общественной организации «Боевое Братство» при сотрудничестве с другими организациями и учреждениями поселка к делу воспитания молодежи

Таким образом, социальное партнерство является эффективной системой, которая регулирует  социальные отношения, способствующие оптимизации общественной жизни. 

Совместная деятельность организаций в проведении мероприятий, при участии молодежи,  помогает решению социально значимых проблем.

Все, что мы вкладываем в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

rar Программа «Если не Мы, то Кто?». Приложения (7588.74 Kb)

Дата последнего изменения страницы: 01.04.2014