Версия для слабовидящих

Проект «Подросток-шаг навстречу»

Сотрудниками Центральной районной библиотеки г. Белоярский разработан проект «Подросток – шаг навстречу».

Приоритетным направлением проекта является развитие общественных пространств муниципалитета (площадка для саморазвития, общения подростков).

Номинация конкурса: городские округа.

Проект «Подросток – шаг навстречу» является продуктом многолетнего опыта работы библиотеки  с юношеством. Юношество, молодые люди являются одной из приоритетных групп обслуживания в библиотеке (в 2013 году это 1 030 человек, что составило почти одну третью часть от общего числа пользователей).

Содействие успешной социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, создание благоприятной для них атмосферы в стенах учреждения –  в этом заключается цель проекта «Подросток – шаг навстречу».

На сегодняшний день существует такая проблема, как «подростковое одиночество». Некоторые подростки не чувствуют внимания, участия, не находят поддержки ни в школе, ни у друзей, ни у родителей и начинают искать эту поддержку в другом месте – на улице, где частыми «помощниками в преодолении проблем»  являются алкоголь и наркотики. Незащищенность, дезориентированность подростков затрудняют их успешную социализацию, интеграцию во все сферы жизни обществах. Согласно статистике на профилактическом учете в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Белоярский состоят 35 человек.

 Как известно, в процессе социализации личности задействованы различные социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования и т.д.). В городе Белоярский социализирующую роль выполняют: дворовые клубы, Дворец детско-юношеского творчества, Детская школа искусств, Спортивный зал «Олимп», Дворец спорта, Детско-юношеская спортивная школа. Обладая информационными, кадровыми, материально-техническими ресурсами, библиотека является одним из ключевых институтов социализации.  Подростки, читатели Центральной библиотеки, имеют различное материальное обеспечение, но в ее стенах они общаются, невзирая на социальные слои, здесь стирается граница между «Я» и «Они».   Двери  библиотеки всегда открыты для всех желающих, фонд библиотеки предоставляется пользователю бесплатно; в отличие от других учреждений дополнительного образования, здесь нет жесткого регламента, авторитарности, что и привлекает подростков.

Основанием для определения библиотеки как института социализации подростков служат следующие моменты:

1. Библиотека располагает универсальным фондом, включающим в себя практически все типы, виды, жанры печатной и аудиовизуальной продукции и представляющим собой обобщенный социальный опыт, т.е. социальную информацию, основной функцией которой является социализирующая.

2. Библиотека не только аккумулирует социальный опыт, но является его транслятором, что является определяющей чертой института социализации.

3. Основным способом освоения социальной информации, предоставляемой библиотекой, является чтение, чья социализирующая природа не вызывает сомнения.

4. Использование библиографии, разнообразных форм информирования, ориентирования, стимулирования, позволяет дать читателю не только первичную, но и глубоко переработанную информацию, т.е. знание. Следовательно, библиотека транслирует не только социальную информацию, но и социальное знание, что имеет особое значение для процесса социализации в подростковом возрасте.

5. Библиотека как социальный институт стоит очень близко к средствам массовой информации – признанному институту социализации личности. Но в отличие от СМИ, библиотека имеет обратную связь с пользователем, что позволяет корректировать социализирующую деятельность.

6. Библиотечное обслуживание охватывает основные сферы, в которых происходит социализация подростков: учебную, досуговую и сферу общения.

7. Библиотека оказывает определенное влияние на основные ступени социализации: формирование мировоззрения, выбор профессии, создание семьи.

8. Библиотечное обслуживание, не ограниченное жесткими рамками, позволяет выйти напрямую на такие важнейшие в плане социализации подростков проблемы, как любовь, смысл бытия, выбор профессии и т.д., рассмотрение которых не предусмотрено, например, школьной программой. В своей деятельности библиотека использует убеждение, внушение, психическое заражение и т.п. рычаги социализации. Нежесткость влияния библиотеки определяется и тем, что подразумевает  добровольный и свободный приход читателя в библиотеку, отсутствие какой-либо иерархии отношений, авторитарности, которую подростки переносят с трудом и которой трудно бывает избежать в деятельности других социализирующих институтов (школы, семьи).

9. Влияние библиотеки на процесс социализации подростков проявляется не только через непосредственный контакт с пользователем, но может быть опосредован книгой, библиотечной услугой, что наиболее отвечает специфике восприятия юного читателя.

Специфика проекта «Подросток – шаг навстречу» заключается в том, что:

- проект ориентирован  на создание благоприятных условий для  успешной социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- реализация проекта осуществляется  по трем направлениям согласно ступеням социализации (помощь в формировании мировоззрения подростков, в выборе профессии, в ориентировании на семейные ценности);

 - проект  разработан с учетом потребности подростка   в  самопознании, самоутверждении и самореализации.

С учетом требований и проблем сегодняшнего подростка были определены формы и методы работы с данной категорией. Актуальными и интересными формами стали: интерактивные выставки, тренинги, круглые столы, дискуссии, вечера-диалоги, свободный микрофон. В ходе реализации проекта проводятся регулярные социологические исследования, которые позволяют выявить изменения в уровне социализированности участников проекта. Подростковый период  в силу психофизиологических особенностей является одним из самых сложных периодов  в развитии личности. Но в то же время это самый благоприятный период для приобщения к социальным нормам.

rar Проект «Подросток-шаг навстречу». Приложения (25106.57 Kb)

Дата последнего изменения страницы: 01.04.2014