Версия для слабовидящих

Проект «Модель ресурсного центра по организации внеурочной (внеучебной) деятельности на базе МБУК ЦБС»

Югра - динамично развивающийся регион. Его жители молоды, трудолюбивы и амбициозны. Наш округ по многим параметрам опережает другие муниципальные образования России. Это относится и к такому немаловажному понятию, как «качество жизни».

Для активного, ищущего, развивающегося человека являются важными такие показатели качества жизни, как достаточная обеспеченность населения культурными учреждениями, библиотеками, возможность организовать не только разнообразный, но и полезный досуг для детей.

В нашем городе обеспеченность библиотеками сегодня составляет всего 28,6%, и городские власти ищут пути решения этой проблемы. Город стал новатором среди муниципальных образований Югры, где была реализована идея объединить усилия культуры и образования. Распоряжением Администрации города от 14.08.2012 № 2368 «О разработке и внедрении модели сетевой организации внеурочной (внеучебной) деятельности в условиях введения ФГОС» были определены 6 учреждений для работы в режиме ресурсных центров. Общественная значимость проекта в том, что внеурочная деятельность, являясь направлением развития системы образования, обеспечивает выполнение нескольких социальных функций: приобщение и продвижение чтения, повышение интеллектуального уровня, развитие творческих способностей.

Всё началось с принятия Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Этот документ рассматривает внеурочную деятельность не как самостоятельный блок, а как значимую часть образовательной деятельности, направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность – не что иное, как грамотно и с пользой организованный интеллектуальный досуг школьников.

С точки зрения результативности образовательных возможностей чтение и формирование навыков осмысленного прочтения текста выходят на первый план. А какие учреждения, кроме библиотек, способны решать именно эту задачу?

Мы очень быстро оценили собственные преимущества. Сеть Централизованной библиотечной системы состоит из 12 библиотек, находящихся в разных районах города.  Школьники, их родители и учителя могут выбрать площадку в непосредственной близости от дома и школы. А кроме того, библиотеки работают в каникулы и в выходные дни.

Все новые начинания требуют новых идей. Такой идеей стал проект «Модель ресурсного центра по организации внеурочной (внеучебной) деятельности на базе МБУК ЦБС».

Для реализации проекта выбрали «Интеграционную модель», предполагающую объединение ресурсов нескольких учреждений и дающую возможность, во-первых, совместной работы библиотекарей и педагогов на любой из площадок ЦБС, а во-вторых, вариативность видов деятельности для учащихся.

Цель деятельности ресурсного центра –  формирование навыков вдумчивого чтения, работы с текстом, поиска информации и понимания прочитанного, создание условий для самореализации школьников – всё это является нашей общей целью для развития культурного, образованного гражданина.

Общность наших интересов отражается и в основных направлениях развития личности ребенка. Направления, определенные ФГОС, соответствуют направлениям деятельности, по которым традиционно работают библиотеки. В контексте духовно-нравственного направления мы говорим о краеведении, патриотическом воспитании и экологическом просвещении. В общеинтеллектуальное направление входит продвижение чтения, информационная культура. Общекультурное направление нацелено на эстетическое воспитание. В рамках социального направления предлагаются занятия по приобретению опыта межличностных и межкультурных отношений, формированию навыков безопасного поведения, профилактике различных видов зависимостей.

Как школьникам определиться с выбором при таком разнообразии направлений деятельности библиотеки? Наш проект предусматривает решение этого вопроса. Структура модели ресурсного центра состоит из 3 автономных модулей: общеинтеллектуального, общекультурного и социального. Учащимся предлагается просто выбрать занятия любого модуля для избирательного освоения.

Предварительным этапом являются ознакомительные экскурсии по библиотекам. Основной этап включает в себя две составляющие:

- первая – это процесс привлечения интереса к чтению, формирования навыков вдумчивого чтения посредством участия в проекте «Читательская копилка». Ведь ценность обучения ребенка осмысленному прочтению не подвергается сомнению.

- вторая составляющая – это работа в клубах и кружках по интересам. При регулярном посещении ребенка увлекает процесс получения новых знаний, у него возникает потребность к самоорганизации, внутреннему росту. И мы считаем, что это постоянное движение – путь к саморазвитию.

Основу проекта составляет мотивирующая модель – это «поощрения». Ребята выполняют задания, получают «читы» и участвуют в конкурсах. В каждом задании оцениваются определенные умения и навыки.

Например, заполняя Словарик интересных мыслей, слов,  ребенок расширяет словарный запас, учится  языку искусства и образному мышлению, в нем формируется иммунитет к низкопробным книгам, приобретается жизненный опыт.

Заработанные «читы» становятся позитивным подкрепляющим стимулом. Элемент соревнования - больше «читов» – больше шансов - позволяет успешно поддерживать читательскую активность в течение длительного времени.

Но самое главное заключается не в поощрении и даже не в прочтении книги. Ребенок – участник проекта не просто получает «чит». Вектор движения от чтения к достижению цели через выполнение творческих заданий, интеллектуальную работу сохраняется в течение длительного времени и формирует у детей устойчивые навыки осмысленного прочтения текста.

Приближаясь к завершению проекта, все участники достигают своих результатов. На финальной игре «Чья копилка тяжелее?» определяются победители: лидер чтения, самый читающий класс.

Так в чём же новаторство нашего проекта? В том, что каждый участник достигает важных для себя результатов. Дети - участники проекта приобретают навыки осмысленного чтения, получают дополнительные образовательные возможности. Для родителей немаловажным достижением становится организованность детей, их занятость, познавательный досуг. Школа получает поддержку в реализации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. Библиотека увеличивает основные показатели деятельности. Количество участников "Читательской копилки" превысило ожидаемый результат. Но главным результатом для нас остается удовлетворенность пользователей. Мы разрабатываем систему оценки внутренних и внешних факторов, таких как доступность, познавательность, как для детей, так и для родителей. Главным для нас было желание вовлечь детей в процесс чтения, и при заинтересованности всех участников: библиотекарей, детей, учителей, родителей у нас это получилось.

zip Проект «Модель ресурсного центра по организации внеурочной (внеучебной) деятельности на базе МБУК ЦБС». Приложения (10480.45 Kb)

Дата последнего изменения страницы: 31.03.2014